Государство и право. – 2006. - №7. – С. 21-30

СУЩНОСТЬ И СИСТЕМНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПОЛИТИКО-ПРАВОВОЙ КАТЕГОРИИ "ДЕЦЕНТРАЛИЗАЦИЯ"
В СОВРЕМЕННОМ ДЕМОКРАТИЧЕСКОМ ГОСУДАРСТВЕ

С. Н. Махина [1]


Исторически сложилось так, что на всех этапах развития государственности (кроме, пожалуй, периода феодальной раздробленности), Россия (Российская империя, РСФСР да и СССР) являлась централизованным государством. Попытки осуществить децентрализацию публичного управления были весьма скромными и слабо влияющими на общий стиль централизованного управления.
Обретение самостоятельности в начале 90-х годов, а также избранный Российской Федерацией курс на создание правового, демократического государства потребовали значительных изменений в механизме государственного управления и, в частности, усиления децентрализованных начал и ослабления авторитарных способов централизованного воздействия. Кроме того, анализ мировых тенденций управления показывает, что в современный период мирового развития все большее предпочтение отдается принципу "власть вместе с ...", а не "власть над ...." [2] Французский административист Ж. Ведель пишет: "Обоснование децентрализации носит двоякий характер: децентрализация, передавая в руки самих заинтересованных лиц управление делами, имеет достоинства демократического характера, причем демократизм гораздо более реален в местных масштабах, нежели в общенациональном. С другой стороны, децентрализованное управление, если только для этого обеспечены необходимые средства и условия, является гораздо менее тяжеловесным и гораздо более практичным, чем централизованное управление" [3].
Что же представляют собой децентрализация управления в общем смысле и демократическая децентрализация публичного управления в частности? Этот вопрос является одновременно и простым и сложным. С одной стороны, очевидно, что децентрализация в общем смысле - это разделение, разграничение, отделение [4] , но с другой -вопрос о понятии децентрализации в государственном (публичном) управлении, ее научно-теоретическом и правовом осмыслении сегодня в Российской Федерации практически не разрешен. Децентрализация как форма, метод, принцип, основа и категория (в том числе и правовая) буквально пронизывает столь многочисленные аспекты жизнедеятельности любых сообществ, что можно с уверенностью констатировать факт наличия элементов децентрализации, выраженных в определенных формах, практически в любых сферах функционирования различных социальных систем.


С полным текстом статьи можно ознакомиться в читальном зале или в электронном каталоге Информационно-библиотечного управления СЗИУ РАНХиГС