Социально-гуманитарные знания. – 2005. - №4. – С. 269-278

АДМИНИСТРАТИВНЫЕ БАРЬЕРЫ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ АДМИНИСТРАТИВНОЙ РЕФОРМЫ


В. М. БЕЛОУСОВ доктор экономических наук, профессор

Проблема реформирования системы государственного управления является в России одной из важнейших составляющих частей переустройства жизни нашего общества и государства.
Система государственного управления России, эффективность которой всегда влияла на экономическое развитие страны, к настоящему времени превратилась в тормоз модернизации российской экономики. Качество управления стало очевидным препятствием на пути реализации амбициозных планов экономического роста, к которым весной 2002 г. призвал правительство Президент России В. В. Путин.
По мнению Г. Сатарова, современная Россия характеризуется тесной взаимосвязью четырех проблем: бедности, неэффективности, коррупции и устаревшей системы управления [1]. С этим связана неэффективность управления, экономики, общественных отношений. Свою "лепту" вносит сам факт нахождения страны в переходном состоянии.
Пренебрежение интересами общества лежит в основе такого распространенного в практике государственного управления Российской Федерации явления, как административный барьер (далее АБ), коррупция. С начала 90-х гг. наблюдается срастание государственно-властных и предпринимательских структур. Коррупция стала источником многих российских бед, она серьезно подорвала авторитет страны в глазах мировой общественности.
Частые смены политических элит и отсутствие разумного механизма защиты аппарата, который бы действовал не в угоду конкретному, пришедшему к власти человеку, а в интересах государства и общества, привели к тому, что одним из главных приоритетов в восприятии современного государственного служащего стала стабильность положения организации и его собственного положения.
Государственный аппарат, который неоднократно на протяжении 90-х гг. подвергался значительным сокращениям, нерационален с экономической и политической точек зрения, неэффективен в исполнении функций управления. Несмотря на усилия по сокращению количества служащих в 1992 -1999 гг.рост численности кадров за этот период составил 39%, т.е. 5% ежегодно. Причем, в органах законодательной власти он в указанный период был на уровне 104%, в то время как в органах судебной власти и прокуратуры - всего 7% [2].


С полным текстом статьи можно ознакомиться в читальном зале или в электронном каталоге Информационно-библиотечного управления СЗИУ РАНХиГС