ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА. – 2007. - № 5. – С. 29-34

ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА РОССИИ: ТЕОРИЯ, ПРИОРИТЕТЫ, КАДРЫ

ТУРЧИНОВ АЛЕКСАНДР


В посланиях Президента Российской Федерации Федеральному собранию на протяжении нескольких последних лет ставится задача повышения конкурентоспособности государства, причем в самом широком смысле слова. В этой связи хотелось бы обозначить ряд проблем, недостаток внимания к которым, думается, существенным образом затрудняет решение поставленной задачи.
Во-первых, следует признать, что при решении задач, затрагивающих основы общественной жизни, и, в частности, при проведении реформ социальных, экономических и политических отношений, а также в ходе перемен в духовной, культурной сферах, и в первую очередь в образовании, ни в научном, ни в практическом плане не было уделено достаточного внимания проблемам разработки эффективных механизмов верификации и востребования достижений и выводов социальных наук, прежде всего в сфере социального управления и, естественно, государственного управления.
В настоящее время всего лишь уровень понимания выводов науки руководителем государственного органа или его помощниками является гарантией того, что управленческие решения будут хоть как-то основываться на глубоких знаниях реальности. Но можно ли России в условиях жесточайшей конкуренции с промышленно развитыми странами опираться на такую конструкцию верификации? Думается, нет. Это весьма хрупкий в государственном управлении механизм противостояния конъюнктурщикам, невежеству, а иногда и откровенно циничным предложениям записных "реформаторов" в условиях разгосударствления собственности. Можно привести многочисленные примеры, которые говорят о том, что в государственном управлении, увы, неэффективны механизмы, призванные оценивать предлагаемые новшества: это должно происходить не с позиций отдельных социальных групп, а с позиций государственных и общественных интересов.
Нередко зашоренность, если хотите, профессиональный идиотизм, деструктивный профессионализм, замешанный на циничном отношении к общественным интересам, или просто управленческое невежество, не поддающиеся никакому общественному и научному контролю или объяснению, ставят общество на грань катастрофы, либо социального взрыва. 90-годы прошлого столетия изобиловали такими примерами. Не перевелись они и в настоящее время.


С полным текстом статьи можно ознакомиться в читальном зале или в электронном каталоге Информационно-библиотечного управления СЗИУ РАНХиГС