ВЛАСТЬ. – 2002. - №7. – С. 6-13

ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА: ПРОБЛЕМЫ ПРОХОЖДЕНИЯ

Борис ЛЫТОВ


В современных условиях одним из важных направлений совершенствования государственной службы является оптимизация ее прохождения служащими. Данный процесс осуществляется в соответствии с определенными социальными и правовыми нормами, включает в себя широкий набор процедур кадровой работы, оказывает непосредственное влияние на формирование государственной службы как сферы профессиональной деятельности, повышение ее эффективности, усиления влияния на происходящие в обществе процессы.
При всей значимости проблема прохождения государственной службы еще не получила должного освещения в современной литературе. Под влиянием действующего законодательства ее нередко рассматривают как целиком и полностью связанную с осуществлением кадровых действий, определяющих порядок приема на государственную службу, проведения конкурсов, аттестаций и других процедур.
Учитывая состояние разработки проблемы, в данной статье предпринимается попытка раскрыть наиболее важные стороны данного явления с учетом тех положений, которые получили отражение в Концепции реформирования государственной службы, утвержденной Президентом Российской Федерации 15 августа 2001 г.

Анализ любого явления в науке начинается с его определения, позволяющего выявить присущие ему закономерности, сущностные черты, особенности. В настоящее время в подходах к определению прохождения государственной службы встречаются различные толкования. Одни воспринимают данное явление как институциональную, статусно-ролевую структуру, другие рассматривают его через призму реализации служащими должностных функций, третьи во главу угла ставят возникновение, развитие и прекращение государственно-служебных отношений.
Не отрицая правомерность таких подходов, все же хотелось бы подчеркнуть многоаспектность данного явления, что делает определение прохождения государственной службы делом далеко не простым. В нем можно выделить по крайней мере такие аспекты, как общественный, организационный, правовой, личностный, технологический. Каждый аспект имеет свою специфику. Общественный аспект отражает социальный смысл и назначение прохождения госслужбы в плане осуществления государственными служащими функций государства и конституционных установлений по защите прав и свобод граждан. Организационный аспект заключает в себе начала организации прохождения государственной службы. Правовой аспект имеет своим содержанием правовое обеспечение прохождения госслужбы. Личностный аспект выражается в возможности реализации служащими в процессе службы своих способностей и получения их адекватной оценки. Технологический аспект представляет собой набор процедур и операций, обеспечивающих прохождение служащими государственной службы.


С полным текстом статьи можно ознакомиться в читальном зале или в электронном каталоге Информационно-библиотечного управления СЗИУ РАНХиГС