Правоведение. – 2006. - № 2. – С. 4-25

Бюджетный процесс и бюджетные права Государственной Думы и Государственного Совета в начале XX века

Кравец И. А.


[*] Кравец И.А. Доктор юрид. наук, зав. кафедрой Новосибирского государственного университета.

Бюджетные права парламента сформировались в Англии на основании принципа, согласно которому налоги могут быть установлены только с согласия плательщиков. В силу этого правила, когда королю не хватало его личных доходов на покрытие расходов по государственному управлению, он должен был созывать парламент, к которому обращался с просьбой об ассигновании ему субсидий. В процессе становления конституционного строя на европейском континенте принципы британского бюджетного права подверглись рецепции. К началу XX в. континентальное бюджетное право основывалось на трех принципах: утверждение бюджета в законодательном порядке, годичность бюджета и специальность кредитов.[1]
Финансово-правовая наука XIX - начала XX в. рассматривала государственный контроль не как самостоятельный финансово-правовой институт, а в качестве одного из разделов учения о государственном бюджете. Контроль за финансовым хозяйством представлял собой направление государственной деятельности, регулируемой совместно нормами государственного, административного и финансового (бюджетного) права. [2]
В начале XX столетия в России появился парламентский бюджетный контроль, который в условиях конституционного строя способствовал развитию представительных начал в порядке установления бюджетных ассигнований. Рассматривая бюджетную функцию Государственной Думы и Государственного Совета, необходимо соотнести концепцию бюджетных прав законодательных учреждений, реализованную в ходе государственной реформы 1904-1906 гг., с предшествующим опытом принятия государственной росписи в России и конституционными принципами бюджетного права в европейских государствах.


С полным текстом статьи можно ознакомиться в читальном зале или в электронном каталоге Информационно-библиотечного управления СЗИУ РАНХиГС